В 36,6 медицинском центре услуги психолога для детей и взрослых предлагает психолог, магистр психологии Рита Орска.
В 36,6 медицинский центр обращается много родителей с вопросом — может ли специалист определить эмоциональное состояние ребенка по его рисункам. Поэтому мы попросили Риту Орску ответить на этот вопрос.
Р. Орска поясняет, что касаемо тестов на основе рисункам в обществе сложилось двоякое мнение. Одни считают, что все это — чушь, нарисовать можно многое, и это никак нельзя воспринимать, как личную характеристику человека. А другие, наоборот, считают, что на основании рисунка (хотя бы одного образа) психолог может сразу раскрыть сущность человека, рассказать о его прошлом, настоящем и будущем. Это, конечно, крайности.
Рисовать может каждый. Это занятие особенно подходит детям, поэтому тесты на основе рисунков часто проводятся в ходе работы с детьми. Инструкции четкие и понятные, даже детям с небольшим словарным запасом. Рисунок чаще всего используют для начала беседы.
Маленькие дети обычно очень естественно проявляют себя в разного рода деятельности. Рисование — один из видов продуктивной деятельности. С этой точки зрения, изображение фигур является первоклассным методом для изучения внутреннего мира ребенка. Желание рисовать возникает у ребенка примерно в три года. Карандаш становится основным орудием труда малыша и наглядно отображает образы деятельности ребенка в нарисованных им «каракулях». Рисование развивается в определенных направлениях, ребенок постепенно осваивает:
— функцию самовыражения (объект рисования показывает существенные особенности для ребенка);
— символическую функцию знаков (рисунок становится заменителем, знак определенного предмета);
— функцию эстетичности (рисунок показывает отношение автора к составляющим рисунка).
Обычно детские рисунки — цветные. Отношение ребенка к цветам в рисунке — особое. Зачастую эти цвета указывают на эмоционально-эстетическое отношение к реальности: все красивое отображается в ярких, цветных тонах, а неприглядное — в темных, блеклых и невыразительных.
На основании многочисленных исследований детских рисунков выяснилось, что в ходе развития навыков рисования можно выделить точные возрастные этапы, следующие в определенном порядке. В случае нарушений духовного развития можно заметить некоторое торможение в переходе с одного этапа на другой. Происходит своего рода остановка на ранних этапах. Это хорошо видно на рисунках. Такая закономерность позволяет оценивать духовное развитие с помощью тестов на основе рисунков.
Р. Орска считает, что тесты на основе рисунков могут помочь открыть эмоциональное состояние ребенка, поскольку они опираются на принцип проекции, т.е. с помощью конкретных образов ребенок «выпускает наружу» свои переживания, представления и желания. Рисуя тот или иной объект, ребенок неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрирует свое отношение к нему. И вряд ли он забудет нарисовать то, что ему кажется важным и существенным, в то время, как маловажным факторам будет уделено меньше внимания. Если какая-то тема особо волнует ребенка, то во время ее отображения на рисунке у ребенка проявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то повествование, зашифрованное в образах.
В тестах на основе рисунков трудно соврать, нельзя себя изобразить таким, каким ты не являешься. Рисуя, во-первых, выражаются скрытые импульсы переживаний.
В 1948 году Бак разработал методику «Дерево — Дом — Человек». Бак считал, что рисунок человека дает информацию о чувствительности, гибкости, зрелости и уровню личностной интеграции. Дом и дерево дает дополнительную информацию о развитии и восприятия окружающей среды. Этот тест считается первым психологическим проективным тестам.
Р. Орска как пример дает рисунок девятилетнего мальчика, который прошел тест «Дерево — Дом — Человек». Задача была в том, чтобы нарисовать листе бумаги дерево, дом и человека. Во время выполнения теста мальчик полностью не вспомнил инструкцию. Нарисовал только дома и людей. Это может быть потому, что в начале инструкции мальчик был неосторожен (возможно, из-за стресса) и не услышал начало задачи. Дома рисовал быстро. Первый дом был нарисован в правом углу. Нажим карандаша неравномерный, что указывает на тревогу. Другие дома рисовал в спешке, не даработая детали, что также свидетельствует о тревоге. Рисуя шестой дом, он вспомнил, что надо нарисовать людей. Человеческие фигуры были изображены быстро, схематически. Рассказывая о рисунке, мальчик объяснил, что он изобразил себя, папу и маму. Они живут в многоэтажном доме.
Нарисованные объекты схематически, очень простые, в соответствие с уровнем навыка рисования четырехлетнего ребенка. Рисование показывает особенности восприятия, мышления и творчества. Эта модель приводит к предположению, что у мальчика психические расстройства и тяжелые травматические переживания. Далее эти предположения надо проверить с помощью других методов.
Р. Орска подчеркивает, что окончательные выводы о психологических особенностях ребенка, опираясь только на его рисунки, сделать нельзя. Эти тесты выявляют лишь предположения, которые необходимо проверить с помощью других тестов и методов.
Р. Орска поясняет, что родители могут прийти на консультацию одни — без ребенка, взяв с собой его рисунки. Если ребенок пережил определенное событие, повлиявшее на его психологическое состояние, то должны быть рисунки до и после этого события.
Специалист советует родителям обращать внимание на рисунки своих детей и просить, чтобы ребенок пояснил, что нарисовал и почему изобразил именно это. Это позволит родителям своевременно узнать, что волнует и тревожит их ребенка.
Магистр психологии Рита Орска,
психолог, гештальт терапевт